AUTORITM
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Это интересно [20]
В этом разделе собраны статьи, по интересующим Вас вопросам
О красках [1]
О покраске [7]
О материалах для салона [3]
Что делать, если... [3]
Наш опрос
Вы зашли на этот сайт, потому что интересует:
Всего ответов: 188
Главная » Статьи » Полезно знать » Это интересно

Защита автомобиля от коррозии
Проделайте простой эксперимент. В стакане теплой воды рас­творите ложку поваренной соли и опустите две пластины — одну медную, другую стальную. Простейший источник напряжения го­тов. С помощью вольтметра можно легко убедиться в том, что гальванический элемент создает небольшое, менее полувольта, напряжение. Если вы продолжите эксперимент несколько дней, то заметите, как на поверхности стали начнет появляться ржавчина. Этот простой эксперимент наглядно демонстрирует механизм кор­розии металла. Объяснение этого механизма состоит в следующем. Из курса физики известно, что проводники характеризуются способностью отдавать электроны во внешнюю среду. Наглядно можно представить, что каждый проводник окружен облаком из электронов, которые под действием тепловой энергии вылетают из него, а затем, если им ничто не мешает, под действием электриче­ских сил возвращаются в проводник. Если металл поместить в электролит, то положительные ионы металла (т. е. те атомы ме­талла, электроны которых находятся во внешней среде) начнут пе­реходить в электролит. В результате этого металл приобретает не­который потенциал, который может быть измерен. На практике потенциал металла определяют по отношению к специальному стандартному электроду, потенциал которого принимается равным нулю. Полученная разность потенциалов между стандартным элек­тродом и металлом получила название стандартного электродного потенциала (СЭП).

Ниже приведены стандартные электродные потенциалы некото­рых металлов, расположенные в порядке снижения их активности, т. е. чем более отрицательным является СЭП, тем выше актив­ность металла.

Стандартные электродные потенциалы металлов, В

Танталл……………………………………….. — 0,34
Никель ………………………………………. — 0,24
Молибден …………………………………… — 0,2
Свинец……………………………………….. — 0,13
Медь ………………………………………….. — 0,34
Серебро………………………………………— 0,8
Магний……………………………………….. — 2,38
Алюминий ………………………………….. — 1,66
Марганец ……………………………………. — 1,18
Хром…………………………………………… — 0,91
Цинк …………………………………………… — 0,76
Железо ………………………………………. — 0,44
Кадмий ………………………………………. — 0,4

Наибольший интерес представляет процесс коррозии железа в электролите при наличии менее активного металла. В этом случае железо как более активный металл является анодом, а менее ак­тивный — катодом. В гальванической паре всегда корродирует бо­лее активный металл — анод.

Коррозия анода сопровождается двумя видами реакций — окис­лительной на аноде и восстановительной на катоде. В дальнейшем для определенности в качестве анода рассмотрим железо (Fe), од­нако все результаты относительно его коррозии справедливы, по крайней мере качественно, для любого ранее названного металла.

Окислительная реакция может быть представлена как процесс, при котором атомы железа отдают два электрона и вследствие это­го превращаются в положительно заряженные ионы железа (Fe2+), которые переходят в раствор электролита в месте контакта его с анодом. Указанные два электрона сообщают аноду отрицательный заряд и тем самым вызывают ток по направлению к катоду, где со­единяются с положительными ионами. Одновременно положитель­ные ионы анода соединяются с отрицательно заряженными гидро-ксильными группами (ОН_), которые всегда присутствуют в рас­творе электролита.

Таким образом, железо в сочетании с водой и менее активным металлом переходит в гидроокись железа, которая в обиходе и на­зывается ржавчиной.

Наличие в воде дополнительной соли приводит к повышению проводимости электролита и, как следствие, к увеличению скоро­сти окисления анода. При этом дополнительно образуются хлорное железо и раствор соляной кислоты. Вот такие условия создают ав­толюбителям каждую зиму наши дорожники! Впрочем, кислотные дожди, которые выпадают с осадками, также не способствуют дол­голетию автомобиля.

Важной характеристикой коррозии является скорость коррозии, которая определяется как глубина проникновения коррозии в ме­талл в единицу времени. Для железа наиболее характерным явля­ется значение скорости коррозии в пределах 0,05—0,02 мм/год. Из приведенных значений скорости коррозии следует, что при нару­шении лакокрасочного покрытия за 5 лет эксплуатации автомоби­ля толщина металла может уменьшиться на 0,25—1 мм, т. е., по сути дела, если не предусмотреть специальных мер защиты, ме­талл проржавеет, что называется, насквозь.

Описанный механизм коррозии указывает также на основные пути борьбы с этим явлением. Кардинальный путь состоит в устра­нении катода или электролита, однако этот способ и наименее при­годен, поскольку автомобиль не может быть изолирован от окру­жающей среды и, в частности, от поверхности земли. Остаются два пути — изолировать металл от электролита с помощью покрытия или … превратить корпус автомобиля из анода в катод.

Первый способ известен всем автолюбителям и широко исполь­зуется на практике, однако он не прекращает коррозии как тако­вой, а только защищает металл от ржавления. При нарушении ла­кокрасочного покрытия коррозия начинается разъедать металл, а повторное нанесение покрытия сопряжено с большими временными и материальными затратами.

Наиболее уязвимыми частями корпуса автомобиля при этом яв­ляются скрытые полости и щели, такие, как пороги, внутренние балки, лонжероны, стойки, внутренние поверхности дверей, пото­лок, да практически весь корпус автомобиля. Слож­ная форма скрытых щелей и полостей затрудняет, а чаще делает невозможным качественную подготовку поверхности под окраску и саму окраску, а внутренние напряжения изогнутого в этих местах металла способствуют его интенсивной коррозии. В этих условиях срок службы кузова легкового автомобиля до выхода его из строя составляет 6 лет.

Вместе с тем, не отрицая важности регулярного восстановления лакокрасочного покрытия, автор обращает внимание на принципи­ально иной метод защиты корпуса автомобиля от коррозии, а именно, полное прекращение самого процесса коррозии путем из­менения потенциала корпуса. Этот метод в литературе называется катодной защитой.

Катодная защита металлов основана на том, что скорость кор­розии пропорциональна активности металлов, образующих гальва­ническую пару. В обычных условиях корпус автомобиля является анодом и поэтому корродирует. Если же изменить потенциал кор­пуса относительно внешней среды либо с помощью внешнего ис­точника напряжения либо приведя в контакт с более активным ме­таллом, то сам корпус автомобиля станет катодом и корродировать вообще не будет (по крайней мере скорость коррозии уменьшится в сотни раз), а разрушаться станет анод. В соответствии со способом изменения потенциала защищаемого металла различают протек­торную и электрохимическую защиту. Однако прежде чем рассматривать методы защиты, целесообразно описать особенности корро­зии автомобиля в различных условиях его эксплуатации.

Первый способ известен всем автолюбителям и широко исполь­зуется на практике, однако он не прекращает коррозии как тако­вой, а только защищает металл от ржавления. При нарушении ла­кокрасочного покрытия коррозия начинается разъедать металл, а повторное нанесение покрытия сопряжено с большими временными и материальными затратами.

Наиболее уязвимыми частями корпуса автомобиля при этом яв­ляются скрытые полости и щели, такие, как пороги, внутренние балки, лонжероны, стойки, внутренние поверхности дверей, пото­лок, да практически весь корпус автомобиля. Слож­ная форма скрытых щелей и полостей затрудняет, а чаще делает невозможным качественную подготовку поверхности под окраску и саму окраску, а внутренние напряжения изогнутого в этих местах металла способствуют его интенсивной коррозии. В этих условиях срок службы кузова легкового автомобиля до выхода его из строя составляет 6 лет.

Вместе с тем, не отрицая важности регулярного восстановления лакокрасочного покрытия, автор обращает внимание на принципи­ально иной метод защиты корпуса автомобиля от коррозии, а именно, полное прекращение самого процесса коррозии путем из­менения потенциала корпуса. Этот метод в литературе называется катодной защитой.

Катодная защита металлов основана на том, что скорость кор­розии пропорциональна активности металлов, образующих гальва­ническую пару. В обычных условиях корпус автомобиля является анодом и поэтому корродирует. Если же изменить потенциал кор­пуса относительно внешней среды либо с помощью внешнего ис­точника напряжения либо приведя в контакт с более активным ме­таллом, то сам корпус автомобиля станет катодом и корродировать вообще не будет (по крайней мере скорость коррозии уменьшится в сотни раз), а разрушаться станет анод. В соответствии со способом изменения потенциала защищаемого металла различают протек­торную и электрохимическую защиту. Однако прежде чем рассматривать методы защиты, целесообразно описать особенности корро­зии автомобиля в различных условиях его эксплуатации.

Защита автомобиля от коррозии - Коррозия на открытой стоянке

На открытой стоянке на автомобиль постоянно воздействуют находящаяся в воздухе влага и атмосферные осадки. В условиях низкой и средней влажности в теплое время года при изменении температуры воздуха (например, вечером или ранним утром) ат­мосферная влага конденсируется по всей поверхности автомобиля как снаружи, так и внутри салона. Наибольшее ее скопление на­блюдается в скрытых полостях (порогах, лонжеронах, стойках, на внутренней поверхности дверей, потолка под декоративной обив­кой). С повышением температуры влага с открытых поверхностей испаряется, но еще продолжительное время находится в скрытых полостях. В результате именно эти, как правило, труднодоступные части кузова более других страдают от коррозии. При высокой влажности воздуха или во время выпадения осадков влага более или менее равномерно распределяется по всей внешней поверхно­сти автомобиля и, поскольку она в данном случае не застаивается, в наименьшей степени вызывает процесс коррозии. Однако следует заметить, что и в данном случае возможно накопление влаги в са­лоне автомобиля. Таким образом, при хранении автомобиля на от­крытой стоянке в максимальной степени подвержены коррозии внутренние поверхности его кузова. Внешние поверхности корро­дируют лишь там, где нарушено лакокрасочное покрытие.

Как это не покажется странным, дополнительные меры предо­сторожности необходимо принимать при хранении автомобиля под тентом. Тент (например, из брезента) надежно предохраняет авто­мобиль от пыли, грязи, снега и, частично, от воды, но совершенно не предохраняет от воздействия на корпус влаги воздуха. Более то­го, под тентом влага конденсируется и долгое время находится на кузове автомобиля. Таким образом, автомобиль под тентом нахо­дится как бы в водяной бане, что способствует коррозии автомоби­ля в летний период, когда после ночной прохлады температура воздуха повышается. Механизм возникновения ржавчины в этом случае понятен из предыдущего изложения. Корпус автомобиля и влажный воздух вместе образуют гальваническую пару, в которой корпус автомобиля является анодом. Если чехол касается поверх­ности автомобиля, то от коррозии не спасает даже лакокрасочное покрытие и ржавчина проступает сквозь краску. Обычно достаточ­но нескольких летних утренних туманов, чтобы новый автомобиль превратился в груду ржавого металла.

Поэтому, если вы закрывае­те автомобиль тентом, обязательно придерживайтесь правил:

1) не допускайте соприкосновения чехла с корпусом авто­мобиля;
2) обеспечьте вентиляцию воздуха под чехлом;
3) периодически, особенно в период большой влажности и пере­пада температур, снимайте чехол и проветривайте автомобиль.

Реализовать эти правила на практике можно различными спо­собами.

Из дюралевых уголков размером 40*40 мм изготавливается ра­ма в виде лестницы. Длина рамы соответствует длине автомобиля, ширина рамы несколько больше ширины автомобиля. Средние по­перечины рамы закрепляются на верхнем багажнике автомобиля с помощью винтов или веревок. На полученную раму набрасывается брезент прямоугольной формы. Такая конструкция защищает авто­мобиль от дождя и грязи, обеспечивает хорошую вентиляцию (по­скольку передняя и задняя стенки отсутствуют) и в течение не­скольких минут разбирается и собирается.

Защита автомобиля от коррозии - Коррозия при хранении авто в гараже

На первый взгляд, наилучшие условия для длительного хране­ния автомобиля создаются в гараже, поскольку гараж предохраняет автомобиль от внешних осадков. Однако многочисленные исследо­вания показали, что это справедливо только при малой влажности воздуха. В условиях большой влажности (в средней полосе этот пе­риод включает в себя осень и особенно весну, т. е. почти полгода) скорость коррозии металла в обычном стальном боксе с бетонным полом составляет 1 мм/год, что в 5—20 раз выше скорости на от­крытом воздухе. Причина этого парадоксального на первый взгляд явления состоит в том, что металлические стенки гаража являются примером дополнительного катода, который и увеличивает скоро­сть коррозии. Наличие столь большого по размерам дополнитель­ного катода вызывает коррозию как изнутри, так и снаружи всего корпуса. При этом в большей степени страдают те части кузова, которые находятся в более влажных нижних слоях атмосферы: пол, днище, диски колес, трансмиссия.

С целью лучшей сохранности автомобиля стенки гаража долж­ны быть окрашены, а пол необходимо надежно защитить от под­земных вод. С этой целью перед укладкой бетона, асфальта или щебня положите на землю полиэтиленовые листы, которые полно­стью закроют поверхность пола. Тем самым вы надежно предохра­ните свой гараж от влаги, содержащейся в земле, что особенно важно в период осенних дождей и весеннего половодья. Некоторые автолюбители обивают стены и пол гаража деревом. Такая защита в сочетании с окраской дополнительно улучшает условия хранения автомобиля, однако резко снижает пожаробезопасность. Поэтому, если имеется такая возможность, лучше для этой цели использо­вать асбестовое покрытие или стекловолокно. При обустройстве га­ража обязательно предусмотрите его вентиляцию. Вентиляция га­ража способствует постоянному воздухообмену, снижает влажность воздуха и тем самым замедляет скорость коррозии. Простейший способ обеспечить вентиляцию гаража состоит в использовании ас­бестовой трубы, установленной вертикально на высоте 30—40 см над уровнем пола и возвышающейся на 1 м над крышей гаража.

Защита автомобиля от коррозии - Коррозия движущегося авто

Как правило, при движении скорость коррозии корпуса автомо­биля снижается. Причина этого явления состоит в том, что встреч­ный воздух интенсивно обдувает корпус автомобиля и, как следст­вие, снижается влажность воздуха как снаружи, так и изнутри корпуса. Однако при движении по грязной или мокрой дороге воз­действие на корпус автомобиля дождя, снега, соли, которой посы­пают дороги в зимний период, в совокупности с механическими воздействиями песка, мелких камней, льдинок и вибрации приво­дит к старению и разрушению покрытия. Наиболее уязвимыми ме­стами при этом являются внутренние поверхности передних и за­дних крыльев, днище, трансмиссии и подвеска автомобиля. Меха­нические воздействия в сочетании с влагой приводят к тому, что именно эти места корпуса автомобиля начинают корродировать в первую очередь.

Наиболее известные способы защиты корпуса движущегося ав­томобиля — противокоррозионная обработка днища и использова­ние подкрыльников. Лучшее защитное покрытие для днища — это покрытие на основе каучуковых смол, которое имеет отличную ад­гезию к металлу и образует толстый, рыхлый слой, в котором ме­ханические частицы (песок, грязь) вязнут, не доходя до металла.

Подкрыльники отлично защищают внутренние поверхности крыльев от механического воздействия грязи и песка. Вместе с тем между подкрыльниками и защищаемой ими поверхностью образу­ется замкнутое пространство, что способствует накоплению влаги. Поэтому при установке подкрыльников необходимо обеспечить сво­бодный доступ воздуха для вентиляции и целесообразно снимать подкрыльники на время длительной стоянки автомобиля.

Приведенные факты, а также собственные наблюдения автолю­бителей указывают на большое разнообразие условий, при которых возникает коррозия корпуса автомобиля. Среди этого многообразия выделим два условия, которые, на наш взгляд, оказывают наиболь­шее воздействие: образование локальных мест скопления влаги и конденсирование влаги по всей как внутренней, так и внешней по­верхности кузова автомобиля. Именно для этих случаев и будут рассмотрены методы катодной защиты.

Источник: http://www.krasimavto.ru
Категория: Это интересно | Добавил: autoritm (21.11.2008)
Просмотров: 2955 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас,
Гость!
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025 Сайт создан в системе uCoz
InetLog.ru - статистика сайта статистика
Besucherzahler datingdirect
счетчик посещений Рейтинг: Авто/Мото, техника