В процессе
нашего повествования мы много говорили о толщине рабочего слояакриловой эмалевой краски. Конечно, мы не
призываем линейкой или каким-либо другим инструментомзамерять ее во время покраски. Все
современные окрасочные пистолеты легко позволяют маляру добиваться необходимой
толщины, особенно не задумываясь над тем, как ему соблюсти эти пресловутые
50-60 мк. Но все женеобходимопомнить, что нанесение большего количества
материала, чем того требует технология, чревато некоторыми весьма
распространеннымипроблемами.
Для того чтобы
сделать запас по толщине в расчете на последующую полировку, особенно когда мы
имеем дело с эмалями с ярко выраженной флотацией (темно-синие, белые, черные
и т. д.), лучше вместо одного толстого слоя нанести несколько более тонких
слоев. Ведь по-любому, полируя. микрон десять мы спилим, и если в этих микронах
окажутся цветовые пигменты определенного цветового тона, то на лакокрасочном
покрытии у нас легко могут образоваться пятна совершенно незапланированного и
непонятного оттенка. Нанесение нескольких тонких слоев позволит избежать этого
дефекта.
Ни в коем
случае нельзя забывать и о том, что акриловая эмалевая краска в отличие от
алкидной состоит из двух частей - основы и отвердителя. Отвердитель, так же как
и акриловый полимер - это полиизоционат - химическое вещество для сшивания
молекулярных цепочек. Поэтому превышение его количества чревато весьма
плачевными последствиями - материал, в который мы перелили отвердитель, не
высохнет никогда и ни при каких условиях, потому что количество молекул для
сшивания превышает количество молекул самого полимера. Данный эффект, кстати,
проявляется и в случае, когда концентрация лака не соответствует концентрации
полиизоционата.
Беря НS-лак, надо помнить, что сухого остатка в нем порядка 80 %,т. е. молекул
набито столько, что они аж трещат в банке. И если смешать его с
низконапопненным материалом, то нам просто не хватит сшивающего материала,
чтобы корректно провести процесс полимеризации. То же самое произойдет и в
прямо противоположном случае - LS-лак и
высоконаполненный отвердитель. Количество сшивающего материала больше,
следовательно, корректной полимеризации ждать не стоит.
Все мы знаем
эти волшебные аббревиатуры; LS,
МS, НS, UНS или VНS. Они говорят о концентрации полимера
(содержании нелетучих веществ) в лакокрасочном материале. LS (LowSolid) — концентрация низкая (содержание низкое), материалы
низконаполненные, т. е. в них содержится малое количество сухого вещества. МS (MediumSolid) — средненаполненные,
содержание сухого вещества среднее. НS (HighSolid)
— высоконаполненные, содержание сухого вещества высокое; ну а что такое UHS/VHS/HD (UltraHighSolid/
VeryHighSolid/HighDensity), вы без труда
догадаетесь сами.
Лучше
понять, что подразумевается здесь под различной степенью концентрации,
поможет простой пример: насыплем сахар или соль в воду и попробуем их
растворить. До определенного момента они будут растворяться, потом, раствор
достигнет стадии перенасыщения и произойдет его кристаллизация. Более
эффективного растворителя для сахара или сопи, чем вода, не существует - мы не
можем добавлять в кристаллизовавшийся раствор еще какое-нибудь вещество и
продолжать реакцию, чтобы растворять сахар или соль еще больше.
Шпатлевание -
это как раз и есть та самая характеризующая операция, которая и отличает
конвейерную окраску от ремонтной. Шпатлевки - пастообразные материалы,
наносимые по слою грунтовки при необходимости выравнивания и восстановления
(шпатлевания) ремонтируемой поверхности перед нанесением на нее верхних
(кроющих) слоев лакокрасочного покрытия.
Во всех
многочисленных ремонтных системах, представленных сегодня производителями
ремонтных лакокрасочных материалов, шпатлевки, по сути, являются самым
простым лакокрасочным материалом, используемым ремонтниками. Чаще всего они
состоят из двух субстанций (от них и зависят их свойства): самого по себе тела
шпатлевки - полиэфирной смолы и наполнителя.
Также
существует довольно много узкоспециальных шпатлевок; армированных,
стекловолокнистых (волосатых) и т. д., но опять же именно двухкомпонентные
полиэфирныесегодня применяются
наиболее часто. Это стандартный материал, способствующий устранению неровностей
на кузове автомобиля, вызванных его повреждением. Вмятины, наиболее глубокие
царапины и другие подобные дефекты устраняются исключительно шпатлеванием,
если, конечно, не происходит замены старой детали на новую. Следовательно, шпатлевки
должны обладать отличной адгезией к наиболее широко распространенным в
автомобилестроении поверхностям чистому металлу,старым неповрежденным слоям лакокрасочного
материала и грунтам — и они ею обладают. Более того, на рынке появились и универсальные
полиэфирные шпатлевки - их можно наносить наряду с традиционнымиина
оцинкованные поверхности.
Следующим
этапом формирования защитной системы на автомобилестроительном заводе является
фосфатирование - процесс создания на кузове автомобиля цинк-фосфатной пленки,
защищающей его от коррозии. Фосфатирующий слой образует сильную химическую
связь с металлической отличной антикоррозионной защитой. Нанесение
фосфатирующего грунта - это сложный химический процесс, возможный только в
условиях конвейерной окраски (почему это так, объясним ниже), особенно когда
грунт наносится на алюминиевую поверхность.
Данная
процедура, по аналогии с вышеуказанным процессом, применима и в ремонтной
окраске. Но, в отличие от конвейера, где кузов полностью погружают в фосфатирующий
раствор, в ремонтной технологии используют метод пневматического распыления.
Не имеет
смысла описывать состав этого грунта нам это не нужно, можно сказать лишь, что
он очень сложный. И наиболее важными его компонентами являются цинк и
марганец. Когда кузов погружается в ванну, эти элементы образуют прочную связь
со стальной поверхностью кузова, буквально проникая в нее. Для оптимизации данного
процесса исключаются тяжелые металлы, при этом антикоррозионная защита не
ослабляется.
Вряд
ли стоит говорить, что шлифование – это одна из основных операций в общем
комплексе ремонтных работ по восстановлению лакокрасочного покрытия кузова
автомобиля. Поэтому качеству ее выполнения придается особое значение.
Сегодня
наибольшее распространение получила сухая машинная шлифовка. Она практически
вытеснила старый дедовский метод работы «по мокрому», неизменными спутниками
которого были горы грязи на малярном участке и попадающиеся под ноги ведра
сводой.Несекрет,что шлифование - самая
трудоемкая, требующая наибольших временных затрат операция при проведении
кузовного ремонта. По некоторым оценкам, она составляет до 65 % всего цикла.Поэтомусокращение времени и усилий маляров на выполнение этой операции влечет
за собой весьма значительный рост эффективности технологического процесса
автосервисного предприятия в целом, что и обеспечивает сухая машинная
шлифовка.
Ремонтная и конвейерная окраски:
одна цель, разные технологии
Окраска
автомобиля — это сложный технологический процесс со множеством самостоятельных
технологических циклов и подциклов. Только строгое следование всей
технологической цепочке и соблюдение всех технологических норм позволяет
создать по-настоящему эффективное и качественное защитно-декоративное, прочное,
стабильное и внешне привлекательное лакокрасочное покрытие. Естественно, под
понятием «окраска» мы подразумеваем не только нанесение самой краски, но и
нанесение всех функциональных материалов на кузов автомобиля, как-то грунты,
лаки и т.д.
Изначально
формированием такого покрытия занимаются на автомобилестроительном заводе, где
шаг за шагом, от первичного грунта до конечного лака, создают надежный барьер,
препятствующий износу и быстрому старению металлического кузова автомобиля в
процессе его последующей эксплуатации. Слой за слоем наносятся всевозможные
материалы, несущие различную функциональную нагрузку.