О вариантах окраски, условиях, подготовке и т.п. Ч.2. - риски, форма, основа
Шлифование «по
мокрому» требует применения специальных водостойких шлифовальныхматериалов на основе карбида кремния и
позволяет в среднем за час обработать поверхность, площадь которой равна 4 м2.
При сухой же шлифовке за то же время можно обработать, по оценкам многих
специалистов, поверхность площадью где-то в 10 м2. Она не требует
специальных водостойких материалов, что говорит о существенныхпреимуществах «сухого» способа.
При
использовании высокопродуктивной системы пылеудаления практически полностью
устраняется пыль из рабочей зоны, что, в конечном счете, прямо влияет на
качество выполняемых работ: меньше пыли в окрасочной камере, меньше дефектов,
возникающих по ее причине во время окраски, и, как следствие, меньше
дополнительных затрат на их устранение.
Следует
помнить, что на заводе деталь не шлифуется — высокоагрессивные протравливающие
грунты наносятся в полностью закрытых герметичных и изолированных камерах
(дистанционно или автоматически). И делается это потому, что заводская
концентрация цинкофосфатов весьма велика (мало того, что они просто ядовиты, - к
тому же они не выводятся из организма, накапливаясь до определенной
критической дозы и отравляя человека).
В
автомастерских таких камер нет, поэтому используемые лакокрасочные
материалыменее агрессивны (хотя
производители ремонтных ЛКМ добавляют в свою продукцию цинк, правда, в крайне
малых, безвредных количествах), а следовательно, они уступают заводским по
некоторым свойствам, и в частности по адгезионным. Поэтому-то для нас такое
важное значение приобретает первичная риска, ее глубина и особенно форма (наверное,
всем понятно, что шлифуем мы преимущественно для того, чтобы создать риску, а
не для того, чтобы устранитьостатки
старой лакокрасочной поверхности). От нее зависит, насколько хорошо наносимый
материал сцепится с подложкой, ведь она способствует улучшению механической
адгезии, увеличивая площадь соприкосновения этого материала с поверхностью.
Глубина риски
Глубина риски
- это критерий качества обрабатываемой поверхности. Она измеряется в мкм
(тысячные доли мм) и показывает отклонение профиля поверхности от идеального.
При обработке с помощью шлифовального материала глубина риски зависит от
размера зерен и плотности его размещения. Не меньшую ответственность за глубину
рисок несет ход эксцентрика шлифовальной машины.
При чем здесь форма?
Каждый
материал, как известно, имеет свою вязкость, прямо зависящую от степени помола
наполнителя, плавающего в связующем веществе. Степень помола грунтов
достаточно велика (25-30 микрон), поэтому вязкость первичных грунтов составляет
в среднем 17-20 сек., вторичных – 3-, 40, 50 сек., шпатлевка же вообще не
является текучей – степень помола ее наполнителя мала, вследствие чего ее
вязкость превышает 150 с.
Разные формы
риска приобретает потому, что абразив на различных поверхностях оставляет за
собой различные следы – их должны заполнить наносимые материалы. Причем
заполнить полностью, не оставляя полостей при соприкосновении с подложкой. И,
как видно из рисунка, им легче заполнить «клин», оставленный минералом на
шпатлевке, чем проникнуть в заусенцы, образовавшиеся на металле. Чтобы
обеспечить проникание материалов в такую риску. Как посчитали умные головы,
надо приложить давление в 4 тонны на квадратный сантиметр. Конечно, такое
давление ни на заводе, ни уж тем более в автомастерской создать невозможно.
Но, поскольку
другого способа увеличения механической адгезии нет, нам все равно придется
создавать риску. Для оптимизации этого процесса разработана известная всем
градация абразивных материалов Р40, Р60, Р80 и т.д. – для каждого материала (и,
соответственно, для каждой операции) свой абразив. Только так можно создать
корректную риску, в которую проникнет то, что должно проникнуть, и именно так,
как надо.Шлифовальные материалы
классифицируются по размеру используемого зерна. При этом применяются так
называемые ряды Р.. Размер зерен устанавливается по сетке, построенной в
дюймовом формате.
То есть номер
зернистости обозначает количество ячеек стороны квадрата размером 1 кв. дюйм,
через которые просеиваются зерна. Также, наряду с зернистостью, ряды Р
определяют и допуски на наличие мелких и крупных зерен. Это важно, так как
мелкая зернистость с большим содержанием крупных зерен не позволяет осуществить
подготовку высококачественной поверхности. И наоборот - крупная зернистость с
большим содержанием мелких зерен не дает возможности достичь максимальной
мощности шлифования (быстрое удаление материалов с поверхности).
Известно, что
шпатлевка в силу своей вязкости хорошо заполняет риски, оставленные на
металлической поверхности (не алюминий) минералом Р120, при обработке вручную
и Р80, при обработке эксцентриковой шлифовальной машинкой, при нанесении на
старое покрытие или шпатлевку Р180 и Р150 соответственно (разница объясняется тем,
что при механической обработке эксцентриком минерал дважды не проходит по
одной риске и тем самым не усугубляет ее - это, кстати, одно из весомейших
преимуществ «сухого» метода), в противном случае она дает просадку - дефект,
проявляющийся на последующих наносимых слоях. Причем не сразу - зимой ждите
рекламации только через два-три месяца, поскольку температура низкая и процесс
полимеризации идет дольше, чем летом, когда солнце выступает в роли
великолепной естественной инфракрасной сушки.
Поэтому все
более крупные риски на шпатлевке следует понижать до оптимальныхразмеров. Справедливости ради надо
отметить, что риска в процессе жестяных работ делается не только при помощи
абразивов. Она создается рихтовочными пилами, химволокнистыми кругами и т. д.
Все эти инструменты создаютневообразимую риску, в которую не проникает вообще ничего, а в
результате - опять просадка. Отсюда резюме: обязательно понижайте риску (или
нейтрализуйте, или счищайте — назовите как угодно, смысл не изменится). Это
можно сделать абразивом с шагом не более 100 единиц от прежде использованного
(так называемое «правило 100»). Только тогда эта операция будет выполнена
корректно. «Прыжок» же, например, с Р80 на Р240 приведет только к срезанию
верхушек, которое совсем не отразится на изменении риски в нужную нам сторону
(на уменьшение). Причем такую риску мы никогда не будем в состоянии отследить,
поскольку она забьется шлифовальной пылью, и даже если обдуть поверхность, мы
все равно ее не сможем оценить, так как верхняя поверхность будет маскировать
то, что у нас на дне. И опять мы получим просадку. Если же градация не
превышает 100 единиц, то мы легко перешлифовываем подложку, получая нужное нам
понижение риски.
Это же
применимо и к толстым грунтам, также имеющим очень высокую вязкость.
Высоконаполненные толстые грунты, как и шпатлевка, способны проникать только в
определенные для них риски. А вот для первичных грунтов, поскольку они жидкие,
форма риски никакого значения не имеет, они с одинаковым успехом проникнут и в
более, и в менее заусенчатую риску.
Формирование основы. Нанесение
нижних слоев
Формирование
основы лакокрасочного покрытия — это совокупность ряда операций, успешное
выполнение которых позволяет нам в дальнейшем эффективно нанести конечный слой
автомобильной эмалевой краски. Вряд ли стоит говорить о том, что качество
нанесения нижних слоев (грунтов и шпатлевки) прямо влияет на качество всего
лакокрасочного покрытия автомобиля в целом. Просчеты, допущенные нами на первых
этапах работы, неминуемо выльются в весьма существенные дефекты, которые
проявятся только после завершения процесса окраски. Причем дефекты эти могут
быть настолько существенными, что для их устранения придется проводить
повторную окраску. Следствием этого будет увеличение как стоимости ремонта, так
и времени, на него затраченного.