AUTORITM
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Это интересно [20]
В этом разделе собраны статьи, по интересующим Вас вопросам
О красках [1]
О покраске [7]
О материалах для салона [3]
Что делать, если... [3]
Наш опрос
Какая тематика аэрографии Вам более интересна?
Всего ответов: 126
Главная » Статьи » Полезно знать » О покраске

О вариантах окраски, условиях, подготовке и т.п. Ч.5.1. - нанесение автомобильных эмалевых красок

«Быстрые» и «медленные»

 

Но нас всегда подгоняет время, нам нужно любым способом ускорить процесс ремонта, что в конечном итоге толкает нас на со­вершение одной и той же ошибки. При любых мало­мальских изменениях тем­пературы или вязкости, для того чтобы добиться лучше­го растекания, мы добав­ляем большее количество растворителя. К чему это приводит, мы уже сказали.

Чтобы избежать по­добных проблем, произ­водителями ремонтных лакокрасочных систем предлагаются «быстрые» и «медленные» растворители и отвердители соответству­ющей концентрации: НS, LS и UHS. Различаются они по температуре окружаю­щей среды, при которой их использование наиболее оптимально.

То есть, грубо говоря, в любой линейке материа­лов, предназначенной для нашего умеренно холод­ного климата, присутствуют растворители и отверди­тели трех температурных градаций. Первая + 15... + 20 °С, нанесение акрилов не предполагает темпера­туры ниже + 15… + 20 °С. Вторая + 20... + 25 °С. И третья - материалы для температуры выше + 25 °С. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что розлив материала, его полимеризация, кипение, сшивание и прочее напрямую зависит от температуры, в которой происходят эти процессы. Но нас в первую очередь интересует вязкость, поскольку от нее в значительной степени зависит розлив. Поэтому, чтобы добиться необходи­мой нам вязкости, нужно не уменьшать или увели­чивать количество раство­рителя или отвердителя, произвольно варьируя их содержание в наносимой эмалевой краске, а ис­пользовать специальные материалы в зависимости от их температурной градации.

Подобно слою наполнителя, краски и лаки на заводе наносятся методом электростатического на­пыления, что сводит к минимуму непродуктивный расход материалов, так называемый опыл, чем в большей или меньшей степени грешат покрасочные пистолеты при пневматическом распылении.

При нанесении «металликов» алюминиевые ча­стицы в слое краски располагаются по преимуществу вертикально, - вследствие электростатическо­го метода нанесения. При ремонтной, же окраске, в результате пневматического распыления, - в основ­ном горизонтально, Во избежание данного рас­согласования отражающих свойств оригинального и ремонтного ЛКП при конвейерной окраске сверху наносится тонкий слой краски путем пневматическо­го распыления. В результате оригинальное покрытие приобретает аналогичные отражающие свойства.

Если этот слой отсутствует или он чересчур тонок, то работа колориста зайдет в тупик, поскольку будет практически невозможно воспроизвести изначаль­ные отражающие свойства ЛКП.

Превышение рабочей толщины акриловых грун­тов, так же как и превышение рабочей толщины акриловых лаков, приводит к целому ряду проблем. Для грунтов несоблюдение технологии чревато про­садкой материала.

 «Быстрые» растворители (для + 15... + 20 °С) имеют очень высокий коэффици­ент (высокую скорость) ис­парения, поскольку перед ними стоит задача как можно быстрее высушить поверхность. Чтобы она бы­стрее полимеризовалась, растворители «вылетают» из нее практически мгно­венно.

В средних (+20... + 25 °С), все среднее, а вот у «медленных» коэффици­ент (скорость) испарения низкий. Вследствие чего они идеально подходят для высоких температур (выше + 25 °С). К слову сказать, есть растворители и для температуры выше + 40 °С, но в России, как вы понима­ете, они не нужны.

Так вот, быстрые систе­мы при стандартной тем­пературе высыхают гораздо быстрее. Если мы берем обыкновенный МS-лак и в жарких условиях наливаем быстрые растворитель и отвердитель, то система становится «экспресс». При этом кипения, из-за того что растворитель улетучивается быстро, у нас не про­исходит, но возникает одно «но» - полностью пропадает розлив. Поэтому полировки нам не миновать, хотя она не составит особого труда, покрытие получается твер­дое, нетянучее, а времен­ные затраты на нее с лихвой окупаются сокращением времени сушки.

Если же перед нами стоит жутко дорогущая ма­шина, то малярное ремесло мы должны превратить в малярное искусство. В этом случае, конечно, ни о каком ускорении сушки и речи быть не может, времени у нас навалом (хозяин такого автомобиля деньги за ра­боту платит, не скупится), поэтому нам очень важно добиться хорошего розли­ва, чтобы потом меньше по­лировать (ведь полировать придется все равно). Здесь нам надо выбрать адекват­ную систему. Какую? Дело в том, что розлив эмалевой краски напрямую зависит от растворителя (отвердитель на него влияет очень мало), потому что, в принципе, ак­тивная полимеризация при температуре +20 °С начи­нается минут через 10-15. Надо понимать, что при выборе отвердителя и растворителя следует руководствоваться также и размерами обрабатываемой детали, поскольку площадь и место ее расположения (горизон­тальная или вертикальная) очень сильно влияют на розлив. Поэтому надо четко следовать всем рекомендациям производителя ремонтных лако­красочных материалов.

Поэтому, если у нас присутствует какая-то объемная работа или мы хотим разлить горизонтальную де­таль, или же просто умень­шить шагрень, то в этом случае вполне допустимо и даже рекомендуется не на­ливать растворителя больше или меньше положенного количества, а взять более быстрый или более мед­ленный растворитель.

При стандартных услови­ях, с отвердителем на + 20... + 25 °С для ускорения про­цесса мы можем взять более холодный растворитель (на + 15... + 20 °С). Для дости­жения же лучшего розлива при тех же условиях нам больше подойдет более жаркий (выше + 25 °С). Причем, как мы уже сказали, у нас есть полная гарантия, что система не закипит, поскольку она будет медленно испаряться, полимеризуясь в оптимальных условиях.

Но прыгать через сту­пеньку запре­щено. И даже не просто запрещено, а запрещено категорически, запреще­но под страхом смертной казни (как вам объяснить это более доходчиво?). По­добный переход приведет к закипанию, потому что будут использованы мате­риалы несоответствующих температурных градаций. Если в низкотемпературную систему с низкотемпера­турным отвердителем на­лить жаркий растворитель, лакокрасочный материал незатвердевающей лужей растечется по детали, и пленка на поверхности бу­дет образовываться очень долго.

В противоположном ва­рианте (жаркая система и низкотемпературный рас­творитель), наоборот, нач­нется резкая полимеризация верхних слоев, за которой не успеют нижние, что при­ведет к разрыву пленки.

Завершая разговор о растворителях, имеет смысл сказать несколько слов и по такому поводу. Практически у любого производителя ремонтных красок есть, чего греха таить, некото­рые эффектные эмалевые краски, в которых во время высыхания металлические пластинки укладываются некорректно. Это факт не­оспоримый.

Да, встречаются такие материалы, и что самое обидное — их нельзя «разжижить» растворителем, по­тому что уйдет цвет - метал­лические пластинки упадут на дно, а пигменты, наобо­рот, всплывут. И уменьшать количество растворителя тоже нельзя - пластинки не смогут раствориться в эмалевой краске, покрыв­ной лак их не укроет, и они будут колючками торчать на поверхности ЛКМ. Из этого следует, что, опять же, не побоимся по­вторить это в сотый раз, поскольку это наиболее распространенная ошибка, нельзя по своему разуме­нию добавлять или умень­шать количество раство­рителя. Лучше всего в этом случае использовать сверх­медленные растворители, которые присутствуют в каждой линейке и которы­ми можно красить в любых условиях.

 

Возвращаясь к эволюции ЛКМ

 

Все было бы хорошо, если бы и сегодня про­должали красить так, как красили лет 10 назад, когда «металлики» попадались очень редко. Сегодня акрил в чистом виде, как мы при­выкли его понимать, уже практически не встречается. Большинство лакокрасоч­ных покрытий сегодня, и даже неэффектных, - двустадийные (двусистемные, двуслойные) ввиду большей долговечности и ремонтопригодности таких покрытий. То есть первый слой - базовый, вторым наносится лак, так называе­мая система «база под лак». Поэтому происходит четкая дифференциация функций, выполняемых различными слоями системы.

Если у одностадийных покрытий нанесенная за определенное количество проходов эмалевая краска придавала покрытию и цвет и блеск, обеспечивая при этом защиту поверх­ности от неблагоприятных воздействий, то у двустадийных цвет покрытию придает тонкий базовый слой, он отвечает за деко­ративность лакокрасочного покрытия, а вот все защит­ные функции ложатся уже на слой прозрачного лака (справедливости ради надо отметить, что и он тоже вы­полняет ряд декоративных функций, выступая в роли своеобразной лупы, при­дающей покрытию, если можно так выразиться, ви­зуальный объем). Причем базовый слой может быть как «металликом», так и «неметалликом».

Существуют еще и трехстадийные покрытия - по­крытия с эффектом «перла­мутр». На базу в этом случае наносят слой прозрачного «перламутра» и только по­том лак.

Можно годами дискути­ровать о том, что «серебрян­ка» значительно меньше подвержена коррозии за счет того, что в ней содержится металл, вы прекрасно знаете, что «серебрянка» гниет точно так же, как и простая краска, и ничуть не медленнее. По­скольку, как мы уже сказали, база - это просто декоратив­ная подложка, не влияющая на износостойкие качества лакокрасочной поверхности.

Вы прекрасно помните те времена, когда «металлики» продавались в одной банке, и только при рассмо­трении под лупой можно было установить, что получаемое покрытие имело металлические включения. Эта и понятно. Когда все плавает «в одном флаконе», добиться оптического эф­фекта невозможно - краски получаются плоские.

Другое дело двустадийные материалы. С ними можно, что называется, играть - пропуская свет через лак, преломляя его, придавая различные свой­ства базовой подложке, мы делаем лакокрасочное покрытие неповторимо и сказочно красивым.

Так вот, все эффекты в покрытии, это касается и «металликов» и «перламу­тров», получаются только благодаря тому, что мы создаем многостадийное лакокрасочное покрытие (дву- или трех-). И только они обладают большой де­коративной возможностью. Но ремонтникам работа с такими лакокрасочными ма­териалами (мы имеем в виду не многостадийные покрытия вообще, как мы сказали, они более ремонтопригодны, а именно эффектные по­крытия) доставляет кучу проблем. Главная из которых заключается в том, что, как ни крути, а металлическая частичка (слюда, алюминий и т. д.) - это все-таки нерас­творимое инородное тело, которое может неравномер­но распределиться по слою лакокрасочного материала. То есть которое ведет себя абсолютно непредсказуемо и своенравно. Вторая проблема в том, что у нас получается лишний слой, которым мы должны обеспечить адге­зию всей системы в целом. Хотя, как вы понимаете, это абсолютно никому из маляров не нужно. Им про­ще взять и покрыть грунт непосредственно краской. И такие покрытия одно­значно всегда будут лучше. Лучше, потому что система проще. Тем не менее, рынок диктует свои условия, кото­рые мы должны выполнять. А чтобы их выполнять, надо знать, с чем мы имеем дело. Итак - база.

База — это обратимый материал, обратимый в том смысле, что в задачу придумавших ее состав хи­миков не входило создание материала, не растворимого ни в кислотах, ни в щелочах, несмываемого ни водой, ни чем-либо еще. Поскольку целью была разработка декоративного слоя, служа­щего хорошей подложкой, для верхнего слоя, несуще­го основную нагрузку при эксплуатации автомобиля. И именно этот последующий слой и должен обладать от­личными износо-, влага- и атмосферостойкими харак­теристиками. Поэтому-то все базы с того момента, как только они появились, имеют в своей основе, как правило, полимеры на основе модифицированной целлюлозы.

Какие минусы? Главный, как мы уже и сказали, это его обратимость, причем от воздействия не только агрессивных растворите­лей, но и многих других технологических жидко­стей, вплоть до обезжиривателей. Правда, база очень быстро сохнет, буквально полторы-две минуты, но такое быстрое высыхание влечет за собой большие проблемы при работе с «металликами». Они до­вольно-таки тяжело даются маляру, поскольку не успел он пройти всю машину, как база уже высохла. Хотя позже стали делать более совершенные составы, что­бы хоть как-то облегчить труд ремонтника. Сегод­няшняя база практически во всех линейках — это акриловые соединения. Вязкость и, соответственно, укрывистость у такого со­единения        значительно выше. Они выигрывают тем, что дольше сохнут и менее обратимы.

Больше ничего особен­ного сказать о них, пожалуй, нельзя, кроме того, что такая база тоже способна созда­вать глянец, ее очень легко пересушить, вплоть до того, что следующему слою будет не за что зацепиться. То есть надо обязательно учиты­вать технологическое время сушки. Лучше всего при стандартной температуре и влажности покрывать базу лаком минут через 15-20. Это идеально. За этот про­межуток сремени из базы полностью улетучится рас­творитель, и даже если его немного и останется, то ни­каких серьезных дефектов на лакокрасочном покрытии это не вызовет.

Но если базовый слой еще жидкий и способен впи­тывать некоторое количество жидких фракций, покрытие его лаком приведет к матовению ЛКП. Хотя этот дефект поддается исправлению.

Если же базу пересу­шить, довести до глянца, до совершенно твердого состояния, то с автомобиля такое покрытие обязатель­но слезет. Поэтому если через час вы не покроете ее лаком, нужной адгезии у вас уже не будет. Так что делайте выводы.
Категория: О покраске | Добавил: autoritm (08.11.2008)
Просмотров: 690 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас,
Гость!
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2025 Сайт создан в системе uCoz
статистика
Besucherzahler datingdirect
счетчик посещений