О вариантах окраски, условиях, подготовке и т.п. Ч.4. - Шпатлевание
Но главное
преимущество современных материалов на полиэфирной основе состоит в том, что
они, в отличие от устаревших, таких как нитроцеллюлозные шпатлевки, во время
сушки имеют минимальное стягивание.
Следует помнить,
что все шпатлевки нельзя наносить на кислотные грунты, это приводит к их
плохому отверждению. Хотя прямо противоположная операция - нанесение кислотного
грунта на затвердевшую шпатлевку для защиты голого металла вокруг зоны ремонта
— не вызовет никаких проблем.
Все шпатлевки
(кроме эпоксидных и шпатлевок на основе ненасыщенных полиэфиров) наносят только
на загрунтованную или окрашенную поверхность, причем толщина слоя шпатлевки
должна быть минимальной и определяться величиной усадки материала.
При небольшой
величине усадки шпатлевки (полиэфирной или эпоксидной) наносить ее можно
довольно-таки толстым слоем, толщиной до 2 мм. Если усадка значительна
(пентафталиевая или нитрошпатлевка), то шпатлевку следует наносить в несколько
слоев (с промежуточной сушкой), но суммарная толщина этих слоев не должна
превышать 0,3 мм. Наиболее часто встречающийся дефект шпатлевания - нанесение
некорректно толстого слоя материала, что приводит вследствие сильного
внутреннего напряжения в таком слое к его растрескиванию.
Если мы
упомянули нитрошпатлевки в таком качестве, следует отметить и их пользу.
Нитрошпатлевки прекрасно зарекомендовали себя при устранении незначительных
повреждений, царапин и сколов. Во-первых, они недороги, при этом создают
относительно гладкую, непористую поверхность, а во-вторых, при работе с ними не
требуется никакой предварительной подготовки. Но, если надо нанести хотя бы
слой в 100 мк, нам следует создать его за 3-4 прохода, поскольку во время высыхания
шпатлевка дает сильную усадку.
Отверждается
она кислотным методом, и отвердителем для нее является пероксид. Он специально
окрашивается производителями ремонтных лакокрасочных материалов в красный
цвет, для того чтобы можно было видеть равномерность его смешивания со
шпатлевкой и следить за этим процессом.
Неравномерность
смешивания приводит, во-первых, к значительным затруднениям при сушке, плохому отверждению,
во-вторых, к изменению цвета автомобильной эмалевой краски. Это так называемое
просачивание пероксида, следствием чего может быть модификация цветового оттенка,
особенно сильно проявляющаяся на голубых тонах, или же появление матовых пятен
на лакокрасочном покрытии поверх зашпатлеванных мест.
Особенностиработы сошпатлевкой связаны преимущественно с тем, что шпатлевка - это материал,
полимеризующийся совершенно по иной схеме, нежели все остальные лакокрасочные
материалы (грунты, эмалевые краски и т. д.). График ее отверждения очень
резкий: она может стоять несколько минут открытой, а потом практически мгновенно
начинается бурная реакция полимеризации. С этим и связаны многие особенности.
Первая.
Реакция протекает так бурно, что сопровождается обильным выделением тепла и
резким запахом простых эфиров.
Эфиры,
выделяющиеся при высыхании шпатлевок, - это самые агрессивные растворители из
всех возможных. Что, в свою очередь, означает следующее: фактически нет такого
покрытия (пожалуй, только кроме нейтральных ко всему эпоксидных грунтов),
которое не растворяли бы простые эфиры. Вот поэтому-то шпатлевку и можно
наносить на старое лакокрасочное покрытие — ее нанесение повлечет обратимость
лежащих под ней старых слоев.
Вторая. График
отверждения шпатлевки, помимо того, что резкий, еще и скачкообразный. А чем
быстрее материал полимеризуется, тем быстрее и сильнее он дает усадку.
Шпатлевка была в жидком состоянии и перешла в твердое, все летучие фракции из
нее испарились, соответственно, объем ее уменьшился. Причем величина, на
которую уменьшился объем, колеблется в достаточно широких пределах: от 3 до
15%.
Теперь
представьте, что объем материала уменьшился, но какое-то первичное сцепление
этого материала с подложкой уже произошло (шпатлевка неплохо прилипает к
поверхности). Как следствие - стяжка подложки. А при выделении простых эфиров
произошло еще и растворение подложки. Это и привело к сдвижке материала.
Все это в
совокупности способствует образованию бликов на готовой лакокрасочной
поверхности, несмотря на то, что все, как кажется, притерто.
По большому
счету, нельзя перекрывать пятна шпатлевки сразу же непосредственно эмалевой
краской, потому что потеря блеска в таких местах уже не будет поддаваться
никакой корректировке. Зашпатлеванные участки всегда нужно сначала покрывать
слоем грунта, чтобы создать равномерную, непоглащающую подложку. Только тогда
нанесенная эмалевая краска не потеряет блеск.
Отсюда резюме:
зона предполагаемого ремонта должна зачищаться больше, чем зона предполагаемого
шпатлевания. Это, если хотите, аксиома.
Во время сушки
следует учитывать и то, что полиэфирные шпатлевки чувствительны к высоким температурам.
При перегреве они начинают растрескиваться. Максимальная температура, которую
выдерживают большинство полиэфирных шпатлевок и которая не приводит к их
деформации, составляет примерно + 80 °С.
И
последнее: шпатлевки гидроскопичны, т.е. обладают хорошей способностью
впитывать влагу, и не только когда их обольешь водой, но и из окружающей среды.
Поэтому зашпатлеванные участки нужно как можно быстрее покрывать последующими
слоями ремонтной системы.