Снижение шумов в автомобиле достигается, в основном, двумя способами.
Оба способа реализуются путем нанесения (наклеивания) на элементы
кузова и панели салона специальных материалов. Различные по своим
характеристикам материалы наносят на наиболее
подверженные вибрации панели кузова: крышу, пол, двери, брызговики,
арки колес, крышки капота и багажника, щит передка (моторный щит).
Жесткие элементы кузова, такие как лонжероны, стойки, ребра
жесткости, как правило, не являются сильными источниками звука и в
меньшей степени нуждаются в демпфировании. При обработке элементов
интерьера и багажника материал должен наноситься как на сами
звукоизлучающие поверхности, так и на трущиеся кромки панелей
(например, деталей приборной панели), издающих скрипы и стуки при
тряске.
Одним из косвенных показателей степени обработки считается также
общая масса шумоизоляционных и виб-родемпфирующих материалов
автомобиля. На современных зарубежных автомобилях среднего класса она
составляет около 40 кг против 30–35 кг на отечественных.
Основные требования к шумовибропоглащающим материалам
На качество шумоизоляционной обработки автомобиля влияют:
Высокая способность материала к демпфированию.
Определяется его составом, структурой и плотностью и
характеризуется коэффициентом потерь (характеризует скорость затухания
колебаний объекта. Изменяется от 0 до 1. Коэффициент потерь, равный
нулю, означает, что колебания не затухнут никогда, равный единице —
что колебания полностью затухнут в течение одного периода.),
(коэффициент потерь незадемпфированной металлической конструкции
может составлять от 0,001 до 0,01);
достаточная адгезия (способность к приклеиванию) — для самоклеящихся материалов;
стойкость к воздействию агрессивных сред — особенно важна для
материалов, применяемых в подкапотном пространстве, на которые может
попадать масло, пары топлива, противогололедные препараты и пр.;
малая способность впитывать воду (гигроскопичность) — обязательна
для материалов, наносящихся на пол кузова, двери и элементы,
расположенные в подкапотном пространстве;
оптимальный удельный вес. С одной стороны, большая масса материала
способствует лучшему гашению колебаний. С другой — при обработке
потолка и дверей тяжелыми материалами последние могут отрываться под
действием собственного веса, а чрезмерное утяжеление приборной панели
и обшивок дверей вызовет ослабление их крепления;
экологичность. Свойства материала должны исключать вредные для здоровья испарения;
низкая воспламеняемость. Особенно важна для материалов, применяемых в моторном отсеке и рядом со жгутами электропроводки.
Технология акустической обработки
Технология акустической обработки различных автомобилей может
отличаться в зависимости от их модели и особенностей применяемых
материалов, но имеет общие процессы:
полная разборка салона автомобиля (включая ковры из искусственного
войлока), отсоединение жгутов электропроводки, закрепленных на кузове
(в местах предполагаемого нанесения материалов), сушка внутренних
поверхностей кузова;
удаление (частичное или полное) штатных (заводских) материалов в
случае их некачественного нанесения (вздутие, отслаивание) или
образования под ними коррозии;
удаление очагов коррозии, грунтование и покраска незащищенного металла;
очистка и обезжиривание обрабатываемых поверхностей (например,
уайт-спиритом) — необходимы для качественного приклеивания материала и
особенно важны, если автомобиль уже подвергался антикоррозионной
обработке;
вырезание материала по требуемым размерам и формам (это лучше
делать по заготовленным бумажным шаблонам), удаление с материала
защитной пленки, наклеивание. В случае применения несамоклеящегося
материала наносить клей следует равномерно по всей поверхности;
прогрев наклеенного материала промышленным феном (термопистолетом)
— для улучшения адгезии и пластичности, окончательная его формовка
(разглаживание), удаление воздушных пузырей. Последнее особенно важно,
так как при наличии воздушной прослойки материал не будет «работать»,
а попадающая под него влага вызовет коррозию металла;
освобождение сливных (дренажных) отверстий в полу кузова (в случае их заклейки);
сборка салона автомобиля.
Рекомендации
Принимая решение о необходимости акустической обработки автомобиля,
следует иметь в виду, что причиной различных шумов могут быть
неисправности его узлов и агрегатов (двигатель, трансмиссия, подвеска
и т. д.). После проведения ремонта уровень акустического комфорта,
возможно, окажется вполне удовлетворительным .
Часто причиной шумов и вибраций становятся незакрепленные
предметы: инструмент, запасное колесо, содержимое перчаточного ящика и
карманов дверей. Уровень внешнего шума при движении по асфальту
(особенно на высоких скоростях) во многом зависит от рисунка
протектора шин. Как правило, наименее шумными оказываются нешипованые
шины, у которых шашки протектора разного размера чередуются между
собой.
Источником аэродинамических шумов, появляющихся при движении на
большой скорости, чаще всего бывает нештатное навесное оборудование:
съемный багажник, зеркала, антенны, спойлеры, антикрылья и декоративные
пластиковые детали облицовки кузова. При обработке нового или
ремонтного автомобиля следует иметь в виду, что нанесение
шумоизоляцион-ных и вибродемпфирующих материалов должно предшествовать
антикоррозионной обработке. Это облегчит обезжиривание кузова.
Применение шумовиброизоляционных материалов с истекшим сроком
годности может вызвать их отслаивание, ухудшение демпфирования и
коррозию кузова.
При необходимости наносить антикоррозионные или лакокрасочные
покрытия можно не ранее чем через сутки после шумовиброизоляционной
обработки (клей должен высохнуть).
При сборке салона штатные ковры из искусственного войлока
приклеивать не следует. Это исключит возможность их последующей сушки.
Одноразовые крепежные «пистоны» обшивки салона желательно заменить
новыми, а при необходимости усилить крепление саморезами.
В случае проведения ремонтных кузовных работ, связанных со сваркой
обработанных участков, шумоизо-ляционные материалы необходимо удалить.
Для облегчения этой операции можно воспользоваться термопистолетом и
шпателем.