Почему именно Сваровски? Неужели
никто за столько лет не научился делать с хрусталем то же самое?
Разумеется, научились, и, возможно, превзошли в технологическом плане.
Но другие мастера делают это иными способами, и кристаллы получаются,
соответственно, не такими. Способ, которым это делал Сваровски,
хранится в строжайшем секрете. Полностью его не знает никто – ни
ремесленники, ни служащие, ни даже управляющие фабрики: каждый несет
ответственность только лишь за свой участок работы. Секрет кристаллов
знают только прямые наследники Даниеля Сваровски. И в этой тайне,
хранимой уже пятью поколениями, также есть некий магический оттенок: а
вдруг кристалл Сваровски представляет собой Философский Камень?
Итак,
в 1880 году Даниелю Сваровски исполнилось 18 лет. В этом возрасте он
уже работал на своего отца-стекольщика, и последний направил сына в
Париж, столицу моды. И там юный австриец открывает безграничные
возможности, которыми обладает тандем «обработанный кристалл – высокая
мода». Сам по себе камень – у которого от самого камня лишь одно
название – не представляет особой ценности. Но когда он пришивается на
шелковое платье, льняное бюстье или бархатные перчатки, то мгновенно
приобретает значимость, а сама ткань – необыкновенный свет. И все это –
в эпоху зарождения электричества, когда Эдисон изобрел лампу
накаливания, а Сименс – генератор. Сваровски мгновенно улавливает
тенденцию эпохи, четко осознавая, что свет изменит не только привычки
человека, но его вкусы. Люди начинают питать страсть ко всему
светящемуся, прозрачному, и любые ювелирные изделия, имитирующие
бриллиант, становятся ультрамодными во всех западных странах.
Кристалл
и мода идут рука об руку. Габриэль Шанель, которая ненавидела настоящие
драгоценные камни, находит в обработанном стекле самую прекрасную
экспрессию, свойственную украшениям. Ее соперница Эльза Шиапарелли,
несмотря ни на какую конкуренцию, придерживается точно такой же позиции
и даже едет на завод в Ваттенcе, дабы лично ознакомиться с технологией
производства кристаллов и лучше оценить возможности их использования в
своих коллекциях.
Новые техники огранки и колоризации лишь
расширяют предложение. И заветные кристаллы появляются во всех самых
крупных и заметных коллекциях. Тенденции в моде менялись, а взаимная
любовь кристаллов и haute couture оставалась не подвластной веяниям
времени. Вот лишь несколько примеров. В 1955 году Манфред Сваровски (3
поколение) создает для Christian Dior Северную Аврору, верхний слой
которой отливает всеми цветами радуги, а внутренний остается
прозрачным. В 1970 году были разработаны технологии термонаклеивания,
которые начинают широко использоваться как в работах с тканью и
бумагой, так и с кристаллами. Louis Vuitton по случаю открытия своего
огромного магазина на Елисейских Полях использует кристаллы для
создания монограммы на пригласительных билетах. Высокая мода или
casual, одежда или предметы быта: кристаллы Swarovski остаются
многогранными – во всех смыслах этого слова.
С развитием
технологий кристаллы этой невероятно престижной марки становятся более
«демократичными» и доступными практически для всех. Однако дизайнерам
Swarovski все-таки удалось сохранить ореол исключительности, благодаря
которому кристаллы и по сей день ассоциируются с гламуром и высшим
обществом. Декор длинного вечернего платья, чувственные переливы на
корсете, сексуальный рисунок на купальнике, неожиданный эффект на
спортивном костюме, необыкновенные фантазии на татуировках – кристаллы
Swarovski появляются на первом плане везде, где заходит речь о красоте
и роскоши.
Надя Сваровски, вице-президент по
международному развитию, прекрасно осведомлена о статусе производимой
продукции и очень часто дает абсолютный карт-бланш известным
дизайнерам, которые хотят использовать кристаллы в своих коллекциях.
Кстати, сами по себе эти камни также могут стать связующим звеном для
отдельной коллекции: например, в январе этого года в Париже прошел
показ Swarovski Fashion Rocks.
Если производство
обработанных кристаллов (для моды, декора, бижутерии, предметов
интерьера) сложилось исторически за многие десятилетия, выпуск
отдельных предметов появился в Swarovski совсем недавно. Идея создавать
фигурки из кристаллов пришла случайно: в 1976 году в отделе
изготовления люстр дизайнер Макс Шрек между делом забавлялся с деталями
для будущих светильников: расставлял их, как игрушки, складывал между
собой и соединял металлическими нитями. И совершенно неожиданно кусочки
стекла сложились в мышку. Эта фигурка стала символом Олимпийских игр в
Инсбруке, которые проходили всего в 50 километрах от фабрики. И
началось: ежик, черепаха, гусь, цыпленок, дятел, кит, груша, ананас,
автомобиль, корабль, собор, арфа и даже шахматы… Дизайнеры играли на
количестве граней, на преломлении света, на прозрачности стекла,
добавляли жемчужины и металлические каркасы. В результате появилась
коллекция Silver Crystal Line, в которую вошли 150 фигурок: 120 из них
до сих пор присутствуют в каталоге, а остальные распределены по
баснословным ценам между членами Swarovski Crystal Society. А в 1987
году был открыт Клуб Коллекционеров, насчитывающий сегодня более 200
000 человек.
Основную часть продукции Swarovski составляют
аксессуары и украшения. Мозаичные цветы, кулоны в виде сердечек,
разноцветные бабочки или расшитые сумки… Розмари Ле Галле (Rosemarie Le
Gallais), художественный директор Дома, сегодня создает «органические»
украшения, основной тематикой которых являются флора и фауна. Она
черпает вдохновение в истоках марки, в отношениях человека и окружающей
среды. Ведь кристалл Swarovski по-прежнему остается символом
индустриальной революции, он подтверждает торжество человека над
природой и неограниченные возможности превращения обычных материалов в
настоящие ценности.