Алкидные
эмалевые краски изготавливаются на основе алкидных смол. Это синтетические
смолы, продукты поликонденсации многоосновных карбоновых кислот с многоатомными
спиртами; высоковязкие жидкости. Наиболее распространены алкидные смолы,
получаемые из фталевой кислоты и глицерина или пентаэритрита, называемые
соответственно глифталевыми смолами (глифталями) и пентафталевыми смолами
(пентафталями). Применяются главным образом для приготовления алкидных лаков.
Алкидные лаки
— растворы алкидных смол (часто их смесей с карбамидными смолами или с другими
полимерами) в органических растворителях. Образуют антикоррозийные и
атмосферостойкие покрытия. Применяются для защиты дерева и металла, а эмалевые
краски и грунтовки из алкидных лаков — для отделки транспортных средств.
До сих пор
алкидные лаки - довольно-таки широко распространенный вид лакокрасочной
продукции, вот только из авторемонтной отрасли они безвозвратно ушли. Главным
побудительным стимулом к их вытеснению с рынка стала их высокая токсичность,
которая сильно не устраивала природозащитные организации. Это, наверное, один
из немногих случаев, когда интересы экологов и авторемонтников пересеклись
(хотя последним-то, конечно, глубоко все равно, насколько экологически вредны
или безвредны используемые ими материалы, главное - чтобы ими было удобно
работать).
Алкидными же
эмалевыми красками работать было не совсем удобно. Как они ни
модифицировались, как ни совершенствовались, существенных улучшений добиться
так и не удалось. В них добавляли кислотные растворители, но кислота фактически
разрушает структуру материала, при полимеризации молекулярные решетки сшиваются
вообще бессистемно. Молибденовые присадки, делающие решетку более напряженной,
ускоряли время сушки эмалевых красок, но за счет того, что твердость материала
набиралась очень резко, сколообразование увеличивалось в той же пропорции.
Более того:
алкидные смолы после синтеза имеют желтоватый оттенок, причем ярко выраженный,
не поддающийся полной оптической очистке. Поэтому при колеровке приходилось делать
значительные корректировки, что существенно усложняло работу с этими
материалами.
Ну и самый
большой минус алкидных эмалевых красок, по сравнению с современными материалами,
— долгое время полимеризации. Ведь первичное высыхание алкидных материалов
происходит только за счет испарения летучих веществ из лакокрасочного материала,
которое и приводит к сшиванию молекул связующего в молекулярные цепочки. После
высыхания образуется достаточно тонкая пленка, поскольку эти материалы
содержат большое количество растворителя.
Однако по
окончании полимеризации, всех ее этапов и циклов алкидные эмалевые краски по
всем физическим и декоративным свойствам (твердость, глянец и т. д.), в
принципе, вполне сравнимы с акриловыми, и большой разницы между ними нет.
Правда, все эти свойства алкидная смола приобретает не за час, не за два, а за дни
и месяцы.
Так что, как
видим, высокая токсичность — не самое большое зло, исходившее от алкидных
лаков. По крайней мере, для авторемонтников - в любом случае находиться рядом с
только что покрашенной машиной никто долго не намеревался. Да это и вряд ли
удалось бы: пары алкидных смол настолько едки, что после покраски надо было
пулей вылетать на свежий воздух, чтобы не задохнуться.
Все эти минусы
и привели к созданию революционного материала. Мы начали с ним знакомиться в
начале 90-х, хотя во всем мире он используется уже лет 30.
Акриловые материалы
Акриловые лаки
(полиакриловые лаки) - растворы полиакрилатов или их производных в органических
растворителях. Образуют свето-, атмосферо- и водостойкие покрытия с хорошей
адгезией к металлу. Применяются для антикоррозийной защиты алюминия и его
сплавов, эмалевые краски, на основе акриловых лаков используют при отделке
самолетов, автомобилей и т.д.
Так чем же
революционен акрил? Да тем, что полимеризуется он по совершенно иной схеме,
нежели алкидные материалы - они однокомпонентны (1 К), поэтому полимеризуются
под воздействием естественных процессов в окружающей среде. Здесь же мы имеем
двухкомпонентный материал (2К), поэтому полимеризация перестает зависеть от
множества неподконтрольных нам факторов.
Это приводит к
тому, что мы получаем возможность значительно сократить время полного сшивания
полимерных цепочек. Считается, что необратимые изменения во всех акриловых
эмалевых красках при сушке в естественных условиях, т. е. при температуре
около + 20°С и нормальной влажности около 80 %, завершаются примерно за 16
часов. Твердость затем набирается еще в течение нескольких суток, в
зависимости от того, чем модифицирована краска. Чистое акриловое связующее при
+ 10 °С полностью отвердевает за 2-3 суток. Если оно модифицировано
полиуретаном, то за 7-10.
Происходит так
потому, что сшивание молекулярной цепочки акриловой эмалевой краски
осуществляется, в отличие от алкидной, за счет добавления отвердителя.
Полимеризациюдвухкомпонентных материалов
обусловливает исключительно химическая реакция между связующим (акриловой
смолой) и отвердителем(полиизоционатом). Растворитель в этом случае добавляется только для
получения требуемой вязкости. Однако сегодня у многих производителей есть
линейки продукции, в которых растворителя нет вообще. Более того, он там и не
нужен, и его не надо туда добавлять. Это современные высоконаполненные
UHS-материалы, наносимые одним толстым слоем. Их вязкость фактически закладывается
уже при производстве и соответствует оптимальным условиям покраски (под ними
здесь идалееподразумеваются следующие: температура
воздуха + 20 °С, влажность 80 %). Поэтому, повторимся: разбавление таких
материалов растворителем недопустимо.
А нельзя этого
делать по следующей причине: в них и так присутствует достаточно сольвентов,
которые при сушке испаряются, и для их испарения необходимо определенное время.
Добавление же растворителя значительно сокращает время сушки, и сольвенты
попросту не успевают улетучиться. При этом верхний слой полимеризуется быстрее,
образуется пленка, препятствующая испарению «летучки» из жидких фракций,
расположенных в нижних слоях, и это приводит к образованию на поверхности
лакокрасочного покрытия всем известных дефектов.
Возвращаясь к
общей характеристике акриловых материалов, надо заметить следующее. Длинные
молекулярные цепочки сшиваются в процессе химической реакции между молекулами
смолы и молекулами отвердителя, поэтому полимеризация, в принципе, может идти
без доступа воздуха, в закрытом объеме и при низких температурах. Хотя следует
учитывать, что скорость реакции прямо зависит от температуры: при низкой
сшивание идет значительно медленнее.
В пользу
акриловых материалов свидетельствует и тот факт, что они поддаются практически
100% - ной оптической очистке. Это позволяет колористам спокойно подбирать
цвет ремонтируемых покрытий, не делая поправок на желтизну лака (хотя это
спорный тезис: часто встречаются желтые акриловые лаки, но все относительно).
Основным же
модификатором является полиуретан, способствующий увеличению слоя. Кроме
того, он придает эмалевым краскам более высокую износостойкость за счет
увеличения пластичности: лакокрасочная поверхность лучше противостоит летящему
из-под колес гравию (от здоровенных булыжников он, конечно, не спасет).
На
сегодняшний день на отечественном автомобильном производстве, когда речь идет
о покраске на конвейере, акриловые материалы не применяются. Применяется
акриловый 1К молочный лак в системе «база - лак» без отвердителя, полимеризующийся
за счет очень высокой температуры сушки. А 2К акриловых красок на конвейерном
производстве в России нет.