Устойчивость к истиранию (износостойкость)
Устойчивость к истиранию означает способность ткани противостоять изнашиванию поверхности, вызванному трением.
Существует три метода измерения износостойкости материала:
Тест Мартиндейла (Martindale Tester);
Тест Визенбека (Wyzenbeck Tester);
Тест Столла (Stoll Tester).
Опыт показывает, что нельзя применять ТОЛЬКО ОДИН из этих тестов для
получения надежных данных для ВСЕХ ТИПОВ тканей. Например, ткани с уже
доказанной высокой степенью износостойкости при эксплуатации могут
давать достаточно низкие цифры в зависимости от применявшегося метода
тестирования. Не всегда рекомендуется сравнивать износостойкость различных
тканей, исходя лишь из результатов проведенных тестов. Не значит, что
материал будет служить вдвое дольше, если, согласно результатам тестов,
количество циклов, выдерживаемое этой тканью, вдвое превышает
результат, полученный после тестирования какой-либо другой ткани.
Тесты на устойчивость к истиранию могут давать различные результаты.
Разница результатов, полученных при тестировании одного и того же
образца, может составлять несколько тысяч циклов.
Различные методы тестирования никаким образом не соотносятся друг с
другом. Нельзя прогнозировать результат какого-либо одного теста
(например, теста Мартиндейла), в случае, если известен результат,
полученный при другом методе тестирования (например, тест Визенбика).
Тест на износостойкость не всегда дает точную информацию о том, как
долго можно будет использовать данную ткань и/или как долго она будет
сохранять свой внешний вид. Результаты теста дают представление лишь об
общих характеристиках продукта. Эксплуатационные качества любой ткани
определяются не только устойчивостью к истиранию материала, но и
множеством других факторов.
Тесты Мартиндейла и Визенбека
В Австралии и Европе для тестирования тканей широко распространен тест Мартиндейла.
Тест Визенбека (Wyzenbeck) обычно используется в Северной Америке
для тестирования тканей и для установления стандартов/областей их
применения. Оба теста используются для измерения устойчивости к
истиранию неворсовых/гладких, тканных и трикотажных тканей.
Для теста Мартиндейла испытываемая ткань монтируется на специальном
держателе, и ее начинают тереть отрезом простой шерстяной материи. При
выполнении теста Мартиндейла движения для создания трения совершаются
по восьмерке. Таким образом, испытуемый образец подвергается трению во
всех направлениях, а не только по основе или утку.
Устойчивость к истиранию определяется числом циклов, после которых
на тканой материи рвется две нити (для трикотажа порог составляет одну
нить), либо после которых ткань приобретает неприемлемый вид.
Тест Столла
Тест, использующийся для определения внешних изменений ворсовых
тканей, таких как бархатный вельветин, рубчатый вельвет, трикотажный
велюр, трикотажные ворсовые ткани и флоки, называется тестом Столла.
Этот тест не применим к тканям, у которых короткий ворс, к нетканому
ворсу или ворсовой поверхности меньше, чем 1 мм.
Для теста Столла образец помещают на резиновую поверхность
вращаемого стола ворсом наверх. Абразивный материал, монтированный на
головку абразива, вращательными движениями подвергает ткань трению.
Устойчивость к истиранию определяется в соответствии с определенными
критериями изменения внешнего вида ткани.
Огнеупорность
Требования пожарной безопасности очень разнообразны. Необходимые
тесты на огнеупорность зависят от предназначения ткани, т.е. в каких
областях она будет использоваться.
Тест на прочность по шву
Этот тест предполагает определение прочности ткани при нагрузке по
шву, т.е. момент, когда при определенной нагрузке ткань разрывается по
шву.
На ткани делается стандартный шов, на который затем и идет нагрузка.
Такой тест может проводиться либо с помощью универсального тестирующего
механизма, либо тестера, определяющего максимально возможную нагрузку.
Тест проводится с тканью, прошитой перпендикулярно нитям основы, и с
тканью, прошитой перпендикулярно нитям утка. Нагрузка увеличивается до
определенного предела, затем измеряется полученный разрыв (насколько
раскрылся шов).
Для правильного проведения теста следует использовать определенный
тип шва. К примеру, не на всех тканях можно использовать шов со
стежками, идущими в один ряд (закрытый стежок) с припуском в 12 мм.
Необработанные края многих тканых обивочных материалов истираются
при взаимодействии с поролоном или другим наполнителем. Это может
привести к постепенному сужению припуска шва, а в итоге и к его
разрыву. В таких случаях рекомендуется либо обрабатывать край
оверлоком, либо закреплять его иначе.
Иногда следует использовать различные швы для разных видов ткани, идущей на обивку одного конкретного дизайна мебели.
Устойчивость к выцветанию
Тест на устойчивость к выцветанию определяет способность ткани
сохранять свой определенный цвет при световом воздействии. Любые
натуральные и синтетические текстильные материалы подвержены выцветанию
под воздействием ультрафиолетовых лучей (идентичных дневному освещению)
и флуоресцентного света.
Для объективной оценки того, в какой степени тестируемые образцы
выцветают под воздействием ультрафиолетовых лучей, применяются
стандартные методы.
Ткань при определенных условиях подвергается воздействию света лампы
MBTF (ртутная лампа, лампа накаливания с вольфрамовой нитью, фосфорная
лампа), света ксеноновой лампы.
Устойчивость цвета при стирке
Важная характеристика всех текстильных изделий (в особенности
одежды), для которых заявлена возможность ручной или машинной стирки, -
устойчивость цвета (выцветание, появление пятен) при стирке.
Для объективной оценки степени изменения оттенка и склонности к
появлению пятен во время стирки, выбранные образцы могут быть испытаны
с помощью различных методов. По требованиям этих тестов к испытываемому
образцу пришивается тот же самый материал, но неокрашенный. Затем
смешанный образец помещается в стирающее устройство и подвергается
воздействию определенный период времени в определенной температуре.
Стандартные методы обычно подразумевают целый спектр комбинаций
стирающих устройств, времени стирки и температуры, что сказывается на
различных степенях устойчивости.
Для конкретного теста выбирается одна из стандартных комбинаций в зависимости от типа текстильного изделия.
После стирки неокрашенные ткани сушатся отдельно от образца.
Высушенные испытываемые образцы затем сравниваются с первоначальных
материалом при обычном освещении и стандартных условий просмотра.
Следует отметить, что данный метод не дает показателей появления
пятен после стирки, когда ткань может быть оставлена в теплом мокром
состоянии на достаточно долгий период времени.
Устойчивость к скатыванию ворса
Ворс скатывается в том случае, когда отдельные нити ткани втираются
в поверхность материала под определенным внешним воздействием.
Скатывание ворса является характерной особенностью многих тканей.
Чистка поверхности ткани и удаление скатанного ворса является
неотъемлемой частью постоянного ухода за обивочным материалом.
Скатавшийся ворс следует удалять при помощи специальной машины с
вращающимся ножом.
Не рекомендуется использовать лезвие или какие-либо другие инструменты.
Определение устойчивости к скатыванию ворса методом Мартиндейла (IWS 196)
Образцы ткани крепятся на тестере Мартиндейла. Образец той же ткани
закрепляется на абразив. Затем образцы подвергаются взаимному трению
под низким давлением в течение 1000 циклов. Уровень скатывания ворса
оценивается путем сравнения полученных образцов с фотографиями,
сделанными до проведения теста (стандарт).
ШЕНИЛЛ
Ткань, определяемая нами как Шенилл (по названию нити), в своем
большинстве производится на жаккардовых станках. Существуют так же и
ткани простого, саржевого плетения - обычно дешевые, однотонные
шениллы.
Шенилл ("chenille" - фр. гусеница) - это название нити, которая
имеет мягкую округленную поверхность. Шенилловая пряжа создается путем
вплетения ворсинок между двух прочных нитей, которые впоследствии
скручиваются по спирали.
По составу сырья она может быть однородной (например, полиэстерной) или смешанной (например, полиэстер с акрилом).
Основные этапы производства шенилловой ткани:
1.Производство синтетических волокон
2.Производство пряжи (нитей текстильных)
Пряжа состоит из волокон, соединённых скручиванием (иногда склеиванием).
Шенилловая пряжа относится к текстурированным (высокообъёмным),
отличающимся от обычных текстильных нитей повышенным удельным объёмом,
сильной извитостью, рыхлой структурой и в ряде случаев большой упругой
растяжимостью. Производство текстурированных нитей возникло в связи с
необходимостью расширить область применения синтетических волокон,
которая ограничена тем, что они обладают низкой гигроскопичностью и
гладкой поверхностью с неприятным "стеклянным" блеском.
Текстурирование улучшает эксплуатационные свойства и повышает гигиенические показатели синтетических нитей.
3.Производство ткани
4.Finishing (окончательная обработка)
Окончательная отделка (finishing, аппретирование - от франц.
appreter - окончательно отделывать) - заключительный этап отделки
материалов (тканей, трикотажа), в результате которого они приобретают
ряд ценных свойств:
- повышенную износоустойчивость,
- безусадочность,
- несминаемость,
- гидрофобность,
- противогнилостность,
- негорючесть и др.
ФЛОК
Флок - по способу изготовления относится к нетканным тканям.
Изготовление флока - это аппликация мелких частиц натурального или
синтетического волокна, обычно в простом рисунке, на липкую матерчатую
основу.
Флок является одним из самых потребляемых в России материалов из-за
своей неприхотливости в эксплуатации, длительного срока службы и
невысокой цены.
Американские, а позднее и европейские инженеры вплотную занялись
развитием флок-технологии в первой половине 20-ого столетия.
Модернизация оборудования, клеевых систем открытия новых материалов для
флокирования обеспечили возможность перехода к серийному производству.
В наши дни искусство флокирования соединяет в себе установление
взаимосвязи принципов физики и химии с современными технологиями.
Сегодня при создании флока используют мелкий нейлоновый ворс. Заранее
сотканная основа движется по станку, при этом на нее тонким слоем
наносится клеевой состав.
Из расположенного над станком бункера поступает флок, который прошел
химическую обработку и просушку. Готовые частицы ворса просто
равномерно высыпают на основу. При этом над самой основой создают
постоянное электрическое поле. Наэлектризованные частички ворса падают
в этом поле на клеевую основу строго вертикально, чем достигается
ровность ворсового покрытия, и что потом создает ощущение мягкости при
прикосновении к флоку.
Многие самоклеющиеся основы, которые используются сейчас, очень
стойкие к растворителям и поэтому благоприятны к химической стирке. Они
прекрасно стираемы и во многих случаях содержат противовоспламеняющиеся
вещества.
ЖАККАРД
Большая группа - жаккардовые ткани, вырабатываемые жаккардовым
переплетением на специальных станках из хлопчатобумажной и смешанной
пряжи разной линейной плотности. Они могут быть крупноузорчатыми,
мелкоузорчатыми, однослойными, двухслойными. Сложное строение тканей
приводит к уплотнению ткани, повышает прочность к истиранию. Эти ткани
называются жаккардами по имени Жозефа Мари Жаккара, который в 1801 году
смог механизировать (и, соответственно, резко удешевить этот трудоемкий
ручной процесс).
Уникальность жаккардового механизма состоит в возможности контроля
отдельных основ нити при формировании навеса для каждого направления
нити. Сотни таких нитей могут быть использованы для создания запутанных
узоров на станке.
Такая технология позволяет получать ткань с рельефным рисунком,
большим запасом прочности на истирание и на действие разрывной
нагрузки. Петли перекручены и при затяжке не распускаются. Чем толще
нить, тем плотнее ткань. И что важно, только при жаккардовом способе
плетения достигается максимальная плотность нитей на единицу площади.
Качество ткани напрямую зависит от характеристик используемых в ней
нитей. Это касается прочности, способности удерживать краситель и т.п.
Создание рисунка с помощью цветных нитей - не единственная
возможность играть с цветом ткани. Представим, что продольные нити
(скажем, хлопковые) не окрашены, а рисунок (поперечные полиэстеровые)
изначально были цветными. Для того чтобы придать цвет основе, ткань
помещают в краситель под температурой, рассчитанной для хлопка.
Краситель не действует на полиэстер, тканый рисунок продолжает
работать. В то же время хлопковая основа принимает цвет красителя.
Однако лучше всего цвет держится в том случае, если жаккард ткут из уже
окрашенных нитей. Мебельные жаккардовые ткани не выгорают и сохраняют
сочные цвета на долгие годы, не страдают от разницы температур, прочны
и не вытираются.
Первоначальный жаккардовый станок часто называют одной из самых
совершенных машин когда-либо созданных. Основные принципы жаккардового
станка остались практически неизменными, за исключением увеличения
скорости работы. Одним из наиболее совершенных изменений является
использование программного обеспечения при разработке новых образцов.
Теперь с использованием сканеров можно перенести дизайн в компьютер и
затем составить программу с необходимой последовательностью операций
плетения, исполняемого на ткацком станке.
Особое место в ряду тканей занимают полотна с набивными (печатными)
рисунками. Печатный узор сегодня может украшать самые разнообразные
ткани - жаккарды, флоки, велюры.
Однако в самом начале развития этого способа декорирования ткани
рисунки печатали на полотнах из чистого хлопка. Поэтому сегодня, когда
упоминаются ткани с печатным рисунком, то в первую очередь имеют в виду
именно хлопковые ткани. Родиной набивных тканей считается Индия. В
средние века практичные европейцы увидели в набивных полотнах, прежде
всего, альтернативу другим тканям.
Хотя при этом стоит отметить: то, что в наше время называется
хлопковой тканью, может представлять собой и ткань со смешанным
волокном и даже полностью синтетическое полотно. Условное название
"хлопки" применяется лишь в силу сложившейся традиции и общего вида
этих тканей.
Способ нанесения печатного рисунка, с помощью которого оформлены все
коллекции печатных "хлопков" - пигментное (мокрое) крашение. По
заданному рисунку изготавливается трафарет, через него на ткань
наносится краска, которая впоследствии высушивается без воздействия
высоких температур. Пигментное крашение более стойкое, чем термопечать,
т. к. при нем краска наносится непосредственно на ткань, тогда как при
термопечати красители переходят на ткань с термобумаги.
Альтернативное название "хлопков" - скотчгарды. Это название
возникло благодаря тому факту, что для пропитки большинства тканей этой
категории используется специальное масло, пыле и водоотталкивающая
пропитка - Scotchguard. Основной поставщик этих тканей - Испания.
Покрытие Scotchguard требует бережного отношения (в горячей воде оно
растворяется) - его надо протирать влажной тряпкой.
ВЕЛЮР
Велюры - ворсовые ткани, предназначены для использования при облицовывании сложных форм.
Ткани ворсовых переплетений имеют грунтовое полотно, образованное
двумя системами нитей, и ворс, образованный из ворсовой системы нитей
(основы или утка) и закрепленный переплетением в грунте. Ворс может
состоять из разрезанных волокон (разрезной ворс) и из нитяных петель
(петельный ворс).
В уточноворсовых тканях ворсовой уток переплетается с основой и
утком грунта с образованием на лицевой поверхности длинных перекрытий,
которые затем разрезаются в процессе отделки.
В основоворсовых тканях ворс создается из ворсовой основы. Для
получения этих тканей используются два способа: двухполотный и
прутковый.
При двухполотном способе на ткацком станке одновременно
вырабатываются два самостоятельных грунтовых полотна. Ворсовая основа
переходит из верхнего полотна в нижнее полотно и обратно, связывая
полотна между собой. Специальный нож, двигаясь между полотнами,
разрезает нити ворсовой основы и разделяет полотна на две ткани.
Прутковым способом получают однополотные ворсовые ткани с разрезным
или петельным ворсом. При подъеме ворсовой основы под нее закладывается
металлический прутик, который затем после закрепления ворсовой нити в
грунте вытаскивают. Для получения разрезного ворса на конце прутика
установлен нож, который разрезает петли при вытягивании прутика.
Для того чтобы определить способ переплетения нитей, необходимо выдернуть несколько ворсинок и посмотреть на их строение.
Основным недостатком большинства велюров является
предрасположенность к выпадению ворса, т.е. если "пощипать" ткань, в
руках остаются ворсинки.
Велюр характеризуется высокой износостойкостью. Это очень необременительная в эксплуатации, надежная и практичная ткань.
Источник: http://www.auto-interior.ru |