Ближе к осени - длиннее ночи, больше дождей и туманов. Без хороших фар
дорога не в радость. Если их свет потускнел, не спешите менять лампочки
- прежде приглядитесь к стеклу. Песок и камни оставляют на нем тысячи
мелких царапин, а в них неизбежно попадает грязь, которую полностью
удалить практически невозможно. Такое помутневшее стекло пропускает
намного меньше света, да и рассеивает его неправильно - немалая часть
попадает в глаза встречным водителям.
Достать новое стекло на отечественный автомобиль не проблема, а вот
для многих иномарок предлагают только фару в сборе. Платить по 200
"зеленых" за каждую даже ради своей безопасности не всякий готов. К
счастью, на многих современных машинах стекла - пластиковые. Для их
полировки не потребуется дорогая алмазная паста: восстановить
прозрачность можно более дешевыми абразивами.
В этой статье рассмотрим технологию полировки фар Вашего
автомобиля. Всем известно, что под влиянием окружающей среды, от ударов
камешков встречного авто, от пыли, песка и комаров, фары Вашего
автомобиля теряют свой симпатичный внешний вид, а что еще главнее, свою
прозрачность. В результате потускнения стекол фар, теряется не только
внешний вид, но и происходит уменьшение интенсивности освещения дороги
в ночное время. Но не стоит сильно расстраиваться,- вернуть
прозрачность и привлекательный внешний вид можно с помощью шлифовки
и полировки фар.
В любом автомобиле имеется множество источников шумов и вибраций. Чем
выше класс автомобиля, тем значительнее степень его заводской
шумовибро-защиты и, соответственно, акустического комфорта в салоне.
Но, как правило, в процессе ремонта кузова его шумовиброзащита
нарушается, а потому нуждается в восстановлении.
Краткие сведения о происхождении шумов в автомобиле. Шумы (звуки)
присутствуют в автомобиле при различных режимах и условиях движения.
Условно их можно разделить на два типа (рис. 91, 92):
излучаемые первичными источниками — газораспределительным и
кривошипно-шатунным механизмами двигателя, трансмиссией, шинами,
ветром, другими автомобилями и т. д. — порождают колебания вторичных
источников — стенок кузова, которые, в свою очередь, излучают звук в
салон;
излучаемые «вторичными» источниками — панелями кузова и интерьера
при ударах и вибрациях от дорожных неровностей, двигателя, закрывания
дверей, капель дождя и т. д.
Многократно отражаясь от стенок кузова, звуковые волны
накладываются друг на друга и создают в автомобиле мощный акустический
фон.
Прежде чем пытаться защититься от коррозии, необходимо ответить на
вопрос о том, что же такое коррозия металла. В обиходе коррозией
называют появление ржавчины на поверхности металла. Каковы же основные
механизмы появления ржавчины?
Необходимо признать, что до настоящего времени полного ответа на
этот вопрос нет, а результаты проводимых исследований показывают, что
процесс коррозии является очень сложным, поскольку на его протекание
оказывает влияние большое число факторов — химический состав металла,
среда, в которой он находится, температура, давление, наличие газов и
т. д. По этой причине на сайте изложены только самые начальные сведения
из теории коррозии, знание которых необходимо для правильной защиты
корпуса автомобиля. Более полное представление о механизмах коррозии
читатель может почерпнуть из рекомендуемой литературы.
Коррозия железа (а именно этот процесс мы будем рассматривать в
дальнейшем) осуществляется, если дополнительно имеются по крайней мере
еще две составляющие: электролит, с которым граничит железо, и другой
проводник, также граничащий с электролитом. Электролитом в обычных
условиях является дождевая вода, атмосферная влага, снег, дорожная
грязь. Вторым по отношению к кузову автомобиля проводником чаще всего
является поверхность земли, атмосфера, какой-либо другой внешний
проводник, расположенный вблизи автомобиля. Два проводника (которые в
данном случае называются электродами), погруженные в электролит,
образуют так называемый гальванический элемент. Основное свойство
гальванического элемента состоит в том, что если электроды выполнены
из различных металлов, то такой элемент является источником
напряжения. При этом положительный электрод называется анодом,
отрицательный — катодом.
Для качественного подбора краски необходимо иметь хорошее освещение на
рабочем месте: сильный источник света, максимально приближенный по
качеству излучения к естественному дневному свету. Если такового нет,
колорист может работать лишь 2-3 часа в день примерно 9 месяцев в году,
кроме того, с Лампой Колориста уменьшается число ошибок - вот где
резервы эффективности лаборатории по цветоподбору.
Зрение является одним из самых главных средств восприятия
окружающего мира. Человеческий глаз способен различать миллионы
оттенков. Но видим мы далеко не все. Звезда, вокруг которой вращается
наша планета, выдает широкий спектр электромагнитного излучения с
волнами различной длины.
Излучение между 400 и 700 нанометрами является видимой для
человеческого глаза частью спектра. Все остальное невидимое излучение
(инфракрасный, ультрафиолет, рентгеновские лучи и д.р.).
Каждый колорист должен знать, что цвета, которые мы видим, очень сильно
зависят от окружающих их предметов. Например, на светлом фоне цвет
всегда будет казаться темнее, а на темном – светлее. В этой теме приводятся примеры цветовых иллюзий, чтобы наглядно показать насколько
восприятие одного и того же цвета может отличаться в различных
условиях. Поэтому никогда не подбирается краска «на глаз», т.е. без
образца. Реально сравнить цвет можно только приложив сравниваемые
участки плотно друг к другу.
В процессе
нашего повествования мы много говорили о толщине рабочего слояакриловой эмалевой краски. Конечно, мы не
призываем линейкой или каким-либо другим инструментомзамерять ее во время покраски. Все
современные окрасочные пистолеты легко позволяют маляру добиваться необходимой
толщины, особенно не задумываясь над тем, как ему соблюсти эти пресловутые
50-60 мк. Но все женеобходимопомнить, что нанесение большего количества
материала, чем того требует технология, чревато некоторыми весьма
распространеннымипроблемами.
Для того чтобы
сделать запас по толщине в расчете на последующую полировку, особенно когда мы
имеем дело с эмалями с ярко выраженной флотацией (темно-синие, белые, черные
и т. д.), лучше вместо одного толстого слоя нанести несколько более тонких
слоев. Ведь по-любому, полируя. микрон десять мы спилим, и если в этих микронах
окажутся цветовые пигменты определенного цветового тона, то на лакокрасочном
покрытии у нас легко могут образоваться пятна совершенно незапланированного и
непонятного оттенка. Нанесение нескольких тонких слоев позволит избежать этого
дефекта.
Ни в коем
случае нельзя забывать и о том, что акриловая эмалевая краска в отличие от
алкидной состоит из двух частей - основы и отвердителя. Отвердитель, так же как
и акриловый полимер - это полиизоционат - химическое вещество для сшивания
молекулярных цепочек. Поэтому превышение его количества чревато весьма
плачевными последствиями - материал, в который мы перелили отвердитель, не
высохнет никогда и ни при каких условиях, потому что количество молекул для
сшивания превышает количество молекул самого полимера. Данный эффект, кстати,
проявляется и в случае, когда концентрация лака не соответствует концентрации
полиизоционата.
Беря НS-лак, надо помнить, что сухого остатка в нем порядка 80 %,т. е. молекул
набито столько, что они аж трещат в банке. И если смешать его с
низконапопненным материалом, то нам просто не хватит сшивающего материала,
чтобы корректно провести процесс полимеризации. То же самое произойдет и в
прямо противоположном случае - LS-лак и
высоконаполненный отвердитель. Количество сшивающего материала больше,
следовательно, корректной полимеризации ждать не стоит.
Все мы знаем
эти волшебные аббревиатуры; LS,
МS, НS, UНS или VНS. Они говорят о концентрации полимера
(содержании нелетучих веществ) в лакокрасочном материале. LS (LowSolid) — концентрация низкая (содержание низкое), материалы
низконаполненные, т. е. в них содержится малое количество сухого вещества. МS (MediumSolid) — средненаполненные,
содержание сухого вещества среднее. НS (HighSolid)
— высоконаполненные, содержание сухого вещества высокое; ну а что такое UHS/VHS/HD (UltraHighSolid/
VeryHighSolid/HighDensity), вы без труда
догадаетесь сами.
Лучше
понять, что подразумевается здесь под различной степенью концентрации,
поможет простой пример: насыплем сахар или соль в воду и попробуем их
растворить. До определенного момента они будут растворяться, потом, раствор
достигнет стадии перенасыщения и произойдет его кристаллизация. Более
эффективного растворителя для сахара или сопи, чем вода, не существует - мы не
можем добавлять в кристаллизовавшийся раствор еще какое-нибудь вещество и
продолжать реакцию, чтобы растворять сахар или соль еще больше.
Шпатлевание -
это как раз и есть та самая характеризующая операция, которая и отличает
конвейерную окраску от ремонтной. Шпатлевки - пастообразные материалы,
наносимые по слою грунтовки при необходимости выравнивания и восстановления
(шпатлевания) ремонтируемой поверхности перед нанесением на нее верхних
(кроющих) слоев лакокрасочного покрытия.
Во всех
многочисленных ремонтных системах, представленных сегодня производителями
ремонтных лакокрасочных материалов, шпатлевки, по сути, являются самым
простым лакокрасочным материалом, используемым ремонтниками. Чаще всего они
состоят из двух субстанций (от них и зависят их свойства): самого по себе тела
шпатлевки - полиэфирной смолы и наполнителя.
Также
существует довольно много узкоспециальных шпатлевок; армированных,
стекловолокнистых (волосатых) и т. д., но опять же именно двухкомпонентные
полиэфирныесегодня применяются
наиболее часто. Это стандартный материал, способствующий устранению неровностей
на кузове автомобиля, вызванных его повреждением. Вмятины, наиболее глубокие
царапины и другие подобные дефекты устраняются исключительно шпатлеванием,
если, конечно, не происходит замены старой детали на новую. Следовательно, шпатлевки
должны обладать отличной адгезией к наиболее широко распространенным в
автомобилестроении поверхностям чистому металлу,старым неповрежденным слоям лакокрасочного
материала и грунтам — и они ею обладают. Более того, на рынке появились и универсальные
полиэфирные шпатлевки - их можно наносить наряду с традиционнымиина
оцинкованные поверхности.